СКРЯБИН Александр Николаевич

СКРЯБИН Александр Николаевич
(25.12. 1871(6.01.1872), Москва - 14(27).04.1915, Москва) - композитор и пианист, оказавший большое влияние на интеллектуальную атмосферу России нач. XX в. Художественно-эстетическое мировоззрение С. имело философское основание, весьма противоречивое, но не лишенное глубины и своеобразия, судить о к-ром возможно по философским записям, опубликованным в 1919 г. Гершензоном в сб. "Русские пропилеи" (т. 6), а также по программным поэтическим текстам к ряду его музыкальных сочинений. Его характеризует сочетание гносеологического и психологического солипсизма, сложившегося гл. обр. под влиянием учения о трансцендентальном Я И. Фихте, имманентизма И. Шуппе, с универсализмом, связанным с идеей мирового, надличностного сознания. Существенно влияние на С. А. Шопенгауэра, его учения о мировой воле, страдании как ее объективации и освобождении от нее как цели и конца истории. С. исходит из достоверности личного индивидуального сознания, отождествляемого с субъективным творчеством: "Мир есть результат моей деятельности, моего творчества, моего хотения (свободного)". Действительность сводится С. к сфере деятельности, творчества, развертывающегося в области сознания. Познание мира для С. есть познание природы собственного творчества, творчество же до конца необъяснимо. Вопрос о природе индивидуального сознания весьма проблематичен, ибо Я, сознающее свои переживания, есть абсолютное ничто: "Я ничто, Я только то, что я создаю. Все, что существует, существует только в моем сознании". Неудовлетворенность такой позицией подводит С. к идее об универсальном сознании, к-рое перестает быть личным и в то же время рассматривается как сверхиндивидуальная сторона моего Я: "Мир есть ряд состояний одного и того же универсального сознания". У С. отсутствует понятие истины, но есть абсолютная ценность - жизнь, осмысленная как "свободная игра", "всесоздающее хотение", "творческий порыв". Историю мира С. рассматривает как цепь порывов гения, вечно разрушающего и восстанавливающего божественную гармонию, отрицающего себя (или Бога, что, впрочем, для С. одно и то же). История заканчивается всемирным экстазом, достигаемым в коллективной мистерии и граничащим с небытием. В целом философские записи С. не создают впечатления строго очерченной системы, это прежде всего психологический документ, описание личных мистических переживаний. Мистический опыт С., при всей разности метафизических позиций, имеет немало общего, напр., с аналогичным опытом B.С. Соловьева: отметим эротизм влечения к вечно женственному началу ("Я хочу взять мир, как женщину", - писал С), соподчинение процесса индивидуализации и универсализации, но C.  склонен абсолютизировать всякое движение: влечение к единству и отпадение, жизнь и смерть, наслаждение и страдание - все тонет друг в друге, все равносильно и покрывается мистериально-эсхатологическим ощущением. Задачей искусства С. считал преображение жизни; оттеняя материальный характер этого процесса, он стремился к синтезу искусств, в к-ром воедино сплавляется музыка, поэзия, свет (световая партитура была написана к симфонической поэме "Прометей" (1910), в к-рой соединялись оркестр, фортепьяно, орган, хор и световая клавиатура, еще не осуществленная в то время), все это, в конечном счете, вело к преодолению искусства и превращению его в литургию скрябинской религии всепоглощающего Я. Последние годы жизни С. мечтал о сочинении мистерии - литургического действа, в к-ром должно было осуществиться преображение человечества в одном вселенском экстазе. Мистерия должна была происходить в специально выстроенном круглом павильоне (возможно, в Индии) в течение 7 дней, для подготовки к ней предполагалось издание специального журнала, организация кружков. Видя неосуществленность своего плана, С. принимается за соч. "Предварительного действа", в к-ром литургический (мистический) момент был бы связан с театральным (оно могло быть повторено, в отличие от мистерии). Творчество С. вызывало интерес у рус. философов: в 1902 г. С. Н. Трубецкой увидел в нем признаки "нового музыкального миросозерцания"; по отзыву Иванова, "теоретические положения его о соборности и хоровом действе проникнуты были пафосом мистического реализма... мистическая подоснова миросозерцания оказалась у нас общею...", на выход скрябинских записей в 1919 г. откликнулись содержательными работами Лосев и Лапшин.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "СКРЯБИН Александр Николаевич" в других словарях:

  • Скрябин, Александр Николаевич — талантливый русский композитор и пианист. Род. в 1871 г. в Москве; окончил курс в Московской консерватории, где был профессором фортепьянной игры. Главные произведения С.: симфонии e dur и c moll (первая с участием хора в финале на слова "К… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Скрябин, Александр Николаевич — Александр Николаевич Скрябин. СКРЯБИН Александр Николаевич (1871/72 – 1915), российский композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым космическим сферам, идея преобразующей силы искусства. Его… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Скрябин Александр Николаевич — [25.12.1871 (6.1.1872), Москва, ‒ 14(27).4.1915, там же], русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882‒89). С 1882 брал уроки фортепиано. игры у Г. Э. Конюса, затем у Н. С.… …   Большая советская энциклопедия

  • СКРЯБИН Александр Николаевич — (1871/72 1915) российский композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым космическим сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Скрябин Александр Николаевич — Скрябин (Александр Николаевич) талантливый русский композитор и пианист. Родился в 1871 г. в Москве; окончил курс в московской консерватории, где был профессором фортепианной игры. Главные произведения С.: симфония e dur и c moll (первая с… …   Биографический словарь

  • Скрябин Александр Николаевич — (1871/1872  1915), композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремлённости к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряжённость тонуса, диапазон образов от… …   Энциклопедический словарь

  • Скрябин, Александр Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скрябин. Александр Скрябин …   Википедия

  • Скрябин Александр Николаевич — А. Н. Скрябин. Скрябин Александр Николаевич (1871/72, Москва — 1915, там же), композитор. Родился в семье студента юриста (впоследствии дипломата) Николая Александровича Скрябина, из старинного дворянского рода, и пианистки, воспитанницы… …   Москва (энциклопедия)

  • СКРЯБИН Александр Николаевич — ( 6 I 1872, Москва 27 IV 1915, там же) Музыка Скрябина это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. ...Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она …   Музыкальный словарь

  • СКРЯБИН Александр Николаевич — (25.12.1871 (6.01.1872), Москва 14(27).04.1915, Москва)    композитор и пианист, оказавший большое влияние на интеллектуальную атмосферу России нач. XX в. Художественно эстетическое мировоззрение С. имело философское основание, весьма… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СКРЯБИН Александр Николаевич — (1872 1915), русский композитор и пианист. Родился 6 января 1872 в Москве. Окончив Московскую консерваторию (где занимался, в частности, у А. С. Аренского и С. И.Танеева), Скрябин начал давать концерты и преподавать, однако вскоре сосредоточился… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»